Модная и стильная

Пустые глазницы в рисунке человека. Коррекционная работа психолога в школе

Тест: нарисуй человечка и узнай, какой у тебя характер

Очень простой и очень интересный психологический тест, для которого достаточно листа бумаги и карандаша.

Задание элементарное – любой ребенок справится. Берешь стандартный листик А4 и рисуешь на нем условного человека. С помощью трех видов геометрических фигур: треугольников, кругов и квадратов. Можно использовать эти элементы в любых сочетаниях, размерах и пропорциях, но в сумме их в твоем рисунке должно быть ровно десять. Готов шедевр? Теперь читай ключ и расшифровывай скрытый смысл – а потом бери еще пару листиков – и вперед на исследования ближних!

Справка. Психогеометрию создали американские спецы во главе со Сьюзен Деллингер, а психографический тест “Конструктивный рисунок человека из геометрических форм” разработали отечественные психологи Либины. И подробных интерпретаций предлагают – на целую книжку! Pics же предлагает самый простой, короткий и понятный вариант теста.

Для начала оценим, каких фигур у тебя среди “органов” человечка получилось больше.

Что означает треугольник

Целых три рога – это вам не воробей чихнул! Острая и целеустремленная во всех отношениях фигура. И заявляет она нам (громким и уверенным командным голосом) о настойчивости и энергичности. Если любитель треугольников нацелится своим уголком на какой-нибудь рубеж и к нему попрет – остановит его разве что сход лавины. Местами такой товарищ сам как тот сход лавины: “Эй, за мной!” – и все уже бегут. А он им светит. Треугольник всегда прав. Если считаете, что он неправ, попробуйте с ним поконкурировать. Забодает!

Что означает круг

Эта фигурка – по характеру самая женственная. Не в том смысле, что если ее предпочел джентльмен, то это у него с традиционностью нелады. Просто круголюбивая личность всегда предпочтет договориться, а не размахивать вилами и кидаться экскрементами. Она искренне жалеет Муму, желает мира во всем мире, может без скрипа поговорить по душам или помедитировать на лужайке. “Круги” умеют выслушать и лучше других разбираются в людях. Классический представитель партии круглых – Леопольд с его мантрой про “давайте жить дружно”.

Что означает квадрат

Эта конструкция стоит на земле крепко и устойчиво. Как и ее фанат. Логика у него непробиваемая, убедительность – как у учебников “Родная речь” и “Арифметика” вместе взятых, сила воли измеряется в лошадиных, выдержка – скалы позавидуют. Кстати о лошадиных: пашет он обычно тоже соответствующе. Все у него по полочкам – как в голове, так и на самих полочках. Чтобы выбить его из колеи, нужно… ну разве что разрыдаться. Эмоциональность – это не по его части, это к круглым обращайтесь.

Рассмотрев произведение, посчитай, сколько в твоем “портрете”: 1) треугольников, 2) кругов, 3) квадратов. Запиши в виде цифр: например, два треугольника, два круга и шесть квадратов – 226. И что же говорит о тебе эта формула? Да немало!

1 тип: организатор (811, 712, 721, 613, 622, 631)

В школе и институте ты наверняка был старостой – ну или по крайней мере, собирал со всех взносы на сабантуи. На работе ты – тот, кто в критический момент берет на себя ответственность и в итоге огребает ее по полной. В семье – мамочка или папочка, причем по отношению не только к детям. Все – от котенка до бабушки – спрашивают у тебя, как им лучше поступить. А если кто не спрашивает, неразумный, то ему же хуже!

2 тип: исполнитель (514, 523, 532, 541)

Человек, умеющий делать свое дело – с любовью, с пониманием и чаще всего в срок. У тебя не хуже с чувством ответственности, чем у организатора, но отвечать ты предпочитаешь не за всех, а за себя самого. Ну и сомневаешься, бывает: а правда ли все тут уже идеально, а нельзя ли тут как-нибудь еще улучшить?

3 тип: фантазер (433, 343, 334)

Тот самый талантливый, который талантлив во всем. И нарисовать можешь, и станцевать, если надо, и проект сочинить. Сочинительство у тебя, кстати, лучше всего получается. Иногда, правда, результат оказывается не вполне применимым к реальности – но что делать, если такая уж вокруг тебя реальность несовершенная?

4 тип: сочувствующий (181, 271, 172, 361, 262, 163)

На твоей стене в фейсбуке ищут спасения все бездомные собаки планеты, а твоя жилетка готова принять всех униженных и оскорбленных. Это называется “развитая эмпатия”: ты просто не понимаешь, что значит “не принимать близко к сердцу”. И не надо, пожалуйста, показывать тебе “Белого Бима” или “Титаник”!

5 тип: тонкая натура (451, 352, 154, 253, 154)

Чувствительная и хрупкая душа, лучше не кантовать. Даже если на тебя всерьез не наезжают, ты все равно волнуешься: а вдруг не то подумали? А вдруг в глубине души обиделись? Да и сам умеешь обидеться, разволноваться и распереживаться – а они, черствые люди, и не заметят. Впрочем, настроения у тебя переменчивые, ты вообще не любишь однообразия.

6 тип: независимый (442, 424, 244)

А вот не лезли бы они все к тебе со своими установками и предрассудками. Ты художник, ты так видишь! А художник – он какой? Правильно, свободный! У тебя в голове всегда есть парочка гениальных идей, своя точка зрения и собственные правила жизни. Критиковать тебя не рекомендуется – если, конечно, кому дорога жизнь и рассудок. Потому что нечего!

7 тип: общительный (415, 325, 235, 415)

Тебе легче сказать на словах, чем написать в отчете. Обратиться к незнакомому человеку? Да пожалуйста, без проблем. Позвонить по телефону и добыть нужную инфу? Хоть два раза. Ты гений коммуникации и сама непосредственность. Иногда общительность заводит тебя в такие места, в которых ты совсем не ожидал оказаться. Ничего, язык не только доведет, но и выведет обратно!

8 тип: самодостаточный (118, 127, 217, 316, 226, 136)

В отличие от предыдущего типа, открытого всем настежь, ты особо открываться не любишь. Этих самых, нараспашку открытых, ты даже избегаешь: мало ли чего придет в голову этим шумным и суматошным пчелам. Если кому очень надо – стучите в ракушку и вытирайте ноги на пороге. И вообще присмотреться надо, пообтереться – а потом уже… Иногда из-за этой особенности приходится оставаться и биться со своими проблемами один на один. Ну да, ты к другим строг – так ведь и к себе самому тоже!

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Предложен Ф. Гудинаф в 1926 г.

Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д.

Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом.

Надежность теста, неоднократно проверявшаяся разными методами, достаточно высока. Коэффициент ретестовой надежности составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления - 0,89. Показатели конструктной валидности, несмотря на вариабельность, превышают 0,50. Г. Тест может быть использован как в индивидуальном, так и в групповом исследовании. На основе данной методики К. Маховер была предложена проективная методика исследования личности.

В 1963 г. Д. Харрисом тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием «Гудинаф-Харрис рисования тест». В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет. Наряду с известным способом оценки рисунка по его элементам предложена более простая обработка результатов тестирования – качественная оценка рисунка в целом путем сопоставления полученного изображения с 12 образцами (по степени сходства с эталоном). Коэффициент корреляции между данными, полученными при рисовании мужчины и женщины, весьма высок (0,91-0,98), что позволяет считать оба варианта взаимозаменяемыми. Изображение испытуемым самого себя разрабатывалось Д. Харрисом как проективная методика исследования личности.

Особенности проведения процедуры исследования.

Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш – обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», laquo;дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятые детали и особенности изображения.

Тестирование - предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников –исключительно индивидуальное.

Ключи

Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф – Харриса.

Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию – 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Критерии оценки (признаки и их характеристики).

1. Голова . Засчитывается любое достаточно ясное изображение головы независимо от формы (окружность, неправильная окружность, овал). Черты лица, не ограниченные контуром головы, не засчитываются.

2. Шея . Засчитывается любое ясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается.

3. Шея; два измерения . Очертания шеи, не прерываясь, переходят в очертания головы, туловища или того или другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между головой и туловищем не засчитывается.

4. Глаза . Если нарисован хотя бы один глаз - то любой способ изображения признается удовлетворительным. Засчитывается даже единственная неопределенная черточка, иногда встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей.

5. Детали глаза: брови, ресницы . Показаны брови или ресницы, или то и другое одновременно.

6. Детали глаза: зрачок . Любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо глаза. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба зрачка.

7. Детали глаза: пропорции . Размер глаза по горизонтали должен превосходить размер по вертикали. Это требование должно быть соблюдено в изображении обоих глаз, но если нарисован только один глаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках высокого уровня глаз показан с учетом перспективы. В таких рисунках засчитывается любая треугольная форма.

8. Детали глаза: взгляд . Анфас: глаза явно «смотрят». Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков ни по горизонтали, ни по вертикали.

Профиль: глаза должны быть показаны либо как в предшествовавшем пункте, либо, если сохранена обычная миндалевидная форма, зрачок должен быть помещен в передней части глаза, а не в центре. Оценка должна быть строгой.

9. Hoc . Любой способ изображения носа. В «смешанных профилях» очко засчитывается даже если нарисовано два носа.

10. Hoc, два измерения . Анфас: засчитывается любая попытка нарисовать нос двумерным, если длина носа больше ширины его основания.

Профиль: засчитывается любая, самая примитивная попытка показать нос в профиль, при условии, что изображено основание носа и его кончик. Простая «пуговица» не засчитывается.

11. Рот . Любое изображение.

12. Губы, два измерения . Анфас: ясно изображены верхняя и нижняя губа.

13. Hoc и губы, два измерения . Дается дополнительное очко, если выполнены пункты 10 и 12.

14. Подбородок и лоб . Анфас: должны быть нарисованы оба глаза и рот, оставлено достаточное место над глазами и подо ртом для лба и подбородка. Оценка не очень строгая. Там, где шея переходит в лицо, имеет значение расположение рта по отношению к сужающейся нижней части головы.

15. Подбородок . (Не путать с пунктом 16. Чтобы получить очко по данному пункту, необходима отчетливая попытка показать «заостренный» подбородок. Чаще всего этот пункт засчитывается при изображении профиля.) Четко отделен от нижней губы. Анфас: форма подбородка должна быть выделена каким-либо способом: например, кривой линией, проходящей ниже рта или губ, или всей формой лица. Борода, закрывающая данную часть лица, не позволяет начислять очко по данному пункту.

16. Показана линия челюсти . Анфас: поперек шеи проходит линия челюсти и подбородка, причем она не должна быть квадратной формы. Шея должна быть достаточно широкой, а подбородок достаточно заостренным, чтобы линия челюсти образовала острый угол с линией шеи. Оценка строгая.

Профиль: линия челюсти идет по направлению к уху.

17. Переносица . Анфас: нос имеет правильную форму и правильно расположен. Должно быть показано основание носа, а переносица должна быть прямой. Важно расположение верхней части переносицы - она должна доходить до глаз или заканчиваться между ними. Переносица должна быть уже основания.

18. Волосы I . Засчитывается любое, даже самое грубое изображение волос.

19. Волосы II . Волосы показаны не просто мазней или каракулями. Однако линия волос на черепе без каких-либо попыток закрасить их не засчитывается. Очко дается, если ребенок предпринял попытку хоть как-то закрасить волосы или показать их волнистый контур.

20. Волосы III . Любая явная попытка показать стрижку или фасон, используя челку, баки или линию прически у основания. Когда нарисован человек в головном уборе, очко засчитывается, если волосы на лбу, за ухом или сзади указывают на наличие определенной прически.

21. Волосы IV . Тщательное изображение волос; показано направление прядей. Пункт 21 не засчитывается, если рисунок ребенка не удовлетворяет требованиям пункта 20. Это признак более высокого ранга.

22. Уши . Любое изображение ушей.

23. Уши: пропорции и расположение . Вертикальный размер уха должен превышать его горизонтальный размер. Уши должны быть расположены примерно в средней трети вертикального размера головы.

Анфас: верхняя часть уха должна отходить от линии черепа, оба уха должны расширяться в сторону основания.

Профиль: должна быть показана какая-нибудь деталь уха, например, слуховой канал может быть изображен точкой. Ушная раковина должна расширяться в сторону затылка.

Примечание: некоторые дети, особенно умственно отсталые, имеют тенденцию рисовать ухо как бы перевернутым - расширяющимся в сторону лица. В таких рисунках очко никогда не засчитывается.

24. Пальцы . Любые признаки пальцев помимо руки или кисти. В рисунках детей постарше, имеющих склонность делать эскизные изображения, этот пункт засчитывается при наличии любого признака пальца.

25. Показано правильное количество пальцев . Если нарисованы две кисти, необходимо, чтобы на обеих было по пять пальцев. В «эскизных» рисунках более старших детей очки засчитываются, даже если нельзя четко разглядеть все пять пальцев.

26. Правильные детали пальцев . «Виноградины» или «палочки» не засчитываются. Длина пальцев должна отчетливо превышать ширину. В более сложных рисунках, где кисть показана в перспективе или пальцы намечены лишь эскизно, очко засчитывается. Очко дается также в случаях, когда из-за того, что руки сжаты в кулаки, показаны только суставы или части пальцев. Последнее встречается только в рисунках высшей сложности, где большое значение имеет перспектива.

27. Противопоставление большого пальца . Пальцы нарисованы так, что видно явное отличие большого пальца от остальных. Оценка должна быть строгой. Очко засчитывается и в том случае, когда большой палец явно короче всех остальных или когда угол между ним и указательным пальцем не меньше, чем в два раза превышает угол между любыми двумя пальцами, либо если точка прикрепления большого пальца к кисти находится значительно ближе к запястью, чем у других пальцев. Если изображены две руки, перечисленные выше условия должны соблюдаться на обеих руках. Если нарисована одна рука, то при соблюдении указанных условий очко засчитывается. Пальцы должны быть показаны обязательно; рука в виде варежки не засчитывается, если только не очевидно (или установлено в последующей беседе), что ребенок изобразил человека в зимней одежде.

28. Кисти . Любое изображение кисти, не считая пальцев. Если имеются пальцы, то между основанием пальцев и краем рукава или манжета должно быть пространство. Где нет манжет, кисть должна как-либо расширяться, изображая ладонь или тыльную сторону руки, в отличие от запястья. Если нарисованы обе руки, этот признак должен иметься на обеих.

29. Нарисовано запястье или лодыжка . Либо запястье, либо лодыжка нарисованы явно отдельно от рукава или брючины. Здесь недостаточно линии, нарисованной поперек конечности и показывающей край рукава или брючины (это засчитывается в пункте 55).

30. Руки . Любой способ изображения рук. Одних только пальцев недостаточно, но очко засчитывается, если между основанием пальцев и той частью тела, к которой они присоединены, оставлено место. Количество рук также должно быть правильным, за исключением рисунков в профиль, когда можно засчитывать и одну руку.

31. Плечи I . Анфас: изменение направления очертания верхней части туловища, которое производит впечатление вогнутости, а не выпуклости. Этот признак оценивается довольно строго. Обычная овальная форма никогда не засчитывается, оценка всегда отрицательная, если только не очевидно, что это указание на резкое расширение туловища ниже шеи, которое образуется лопаткой или ключицей. Туловище четкой квадратной или прямоугольно формы не засчитывается, но если углы закруглены, очко дается.

Профиль: оценка должна быть несколько мягче, чем в рисунках анфас, так как правильно изобразить плечи в профиль значительно труднее. Правильным можно считать рисунок, на котором в профиль изображена не только голова, но и туловище. Очко засчитывается, если линии, образующие очертания верхней части туловища, расходятся друг от друга у основания шеи, показывая расширение грудной клетки.

32. Плечи II . Анфас: оценивается строже, чем предшествующий признак. Плечи должны непрерывно переходить в шею и руки, должны быть «квадратными», а не свисающими. Если рука отведена от туловища, должна быть показана подмышка.

Профиль: плечо должно быть присоединено в правильном месте. Рука должна быть изображена двумя линиями.

33. Руки сбоку или чем-то заняты . Анфас: маленькие дети часто рисуют руки жестко отставленными от туловища. Очко засчитывается, если хотя бы одна рука, нарисованная сбоку, образует с общей вертикальной осью туловища угол не больше 10 градусов, если только руки не заняты чем-либо, например, держат какой-нибудь предмет. Очко засчитывается, если руки нарисованы засунутыми в карманы на бедрах («руки в брюки») или заложенными за спину.

Профиль: очко засчитывается, если руки заняты какой-либо работой или вся рука поднята.

34. Локтевой сустав . В середине руки должен быть не плавный, а резкий изгиб. (Достаточно на одной руке). Изгиб и складки рукава засчитываются.

35. Ноги . Любой способ изображения ног. Число ног должно быть правильным. В профильных рисунках может быть либо одна, либо две ноги. При оценке надо исходить из здравого смысла, а не только из чисто формального признака. Если нарисована только одна нога, но эскизно намечена промежность, очко засчитывается. С другой стороны, три и более ног на рисунке или только одна нога без какого-либо оправдания отсутствия второй не считается. Одна йога, к которой присоединены две ступни, оценивается отрицательно.

36. Бедро I (промежность). Анфас: показана промежность. Чаще всего она изображается внутренними линиями ног, встречающимися в точке соединения с телом. (Маленькие дети обычно помещают ноги как можно дальше друг от друга. Такой способ изображения по данному пункту очка не получает).

Профиль: если нарисована только одна нога, то должно быть передано очертания ягодицы.

37. Бедро II . Бедро должно быть изображено точнее, чем это необходимо для получения очка в предшествующем пункте.

38. Коленный сустав . Так же, как и в локте, должен иметь место резкий (а не плавный) изгиб приблизительно в середине ноги, или, что иногда встречается в рисунках очень высокой сложности, сужение ноги в этой точке. Брюки длиной по колено - признак недостаточный. Складка или штрихи, показывающие колено, оцениваются положительно.

39. Ступня I . Любое изображение. Засчитывается изображение ступни любым способом: две ступни анфас, одна или две ступни в профильном рисунке. Маленькие дети могут изображать ступни, присоединяя носки к нижней части ноги. Это засчитывается.

40. Ступня II . Пропорции. Ступни и ноги должны быть показаны в двух измерениях. Ступни должны быть не «обрубленные», т.е. длина ступни должна превышать ее высоту от подошвы до подъема. Длина ступни не должна превышать 1/3 от общей длины всей ноги и не должна быть меньше 1/10 общей длины ноги. Очко засчитывается в рисунках анфас, где ступня показана большей в длину, чем в ширину.

41. Ступня III . Пятка. Любой способ изображения пятки. На рисунках в анфас признак засчитывается формально, когда ступни изображены так, как показано на рисунке (при условии, что имеется некая разделительная линия между ногой и ступней). В профильных рисунках должен быть подъем.

42. Ступня IV . Перспектива. Попытка соблюдения ракурса, по крайней мере для одной ступни.

43. Ступня V . Детали. Любая деталь, например, шнурки, завязки, ремешки или подошва ботинка, изображенная двойной линией.

44. Соединение рук и ног с туловищем I . Обе руки и обе ноги присоединены к туловищу в любой точке, или руки присоединены к шее, либо к месту соединения головы с туловищем (когда нет шеи). Если отсутствует туловище, оценка всегда ноль. Если ноги присоединены не к туловищу, а к чему-нибудь еще, независимо от присоединения рук, оценка ноль.

45. Присоединение рук и ног II . Руки и ноги присоединены к туловищу в соответствующих местах. Очко не засчитывается, если присоединение руки занимает половину или больше грудной клетки (от шеи до талии). Если нет шеи, руки должны присоединяться к верхней части туловища.

Анфас: если присутствует признак 31, то место присоединения должно приходиться точно на плечи. Если по признаку 31 ребенок получил ноль, то точка присоединения должна приходиться точно на то место, где должны быть нарисованы плечи. Оценка строгая, особенно при отрицательной оценке по пункту 31.

46. Туловище . Любое четкое изображение туловища в одном или двух измерениях. Там, где никакого явного различия между головой и туловищем нет, но черты лица показаны в верхней части этой фигуры, очко засчитывается, если черты лица занимают не больше половины фигуры; в противном случае оценка ноль (если только нет поперечной черты, показывающей нижнюю границу головы). Любая фигура, нарисованная между головой и ногами, засчитывается как туловище, даже если ее размер и форма скорее напоминают шею, чем туловище. (Это правило основано на том, что многие дети, в рисунках которых имеется такая особенность, в ответ на соответствующий вопрос называют данную часть туловищем). Ряд пуговиц, идущий вниз между ногами, оценивается как ноль по признаку туловища, но как очко по признаку одежды, если только поперечная линия не показывает границы туловища.

47. Пропорциональность туловища: два измерения . Длина туловища должна превышать его ширину. Измеряется расстояние между точками наибольшей длины и наибольшей ширины. Если оба расстояния одинаковы или настолько близки, что разница между ними трудно определима, - оценка ноль. В большинстве случаев разница достаточно велика, и ее можно определить на глаз, без измерения.

48. Пропорции: голова I . Площадь головы должна быть не больше половины и не меньше 1/10 площади туловища. Оценка довольно мягкая.

49. Пропорции: голова II . Голова составляет приблизительно 1/4 площади туловища. Оценка строгая: не засчитывается, если больше 1/3 и меньше 1/5. Там, где не показана промежность, как, например, в некоторых профильных рисунках, принимается пояс или талия примерно на уровне 2/3 низа общей длины туловища.

50. Пропорции . Анфас: длина головы больше ее ширины; должна быть показана общая овальная форма.

Профиль: голова имеет явно удлиненную, продолговатую форму. Лицо длиннее основания черепа.

51. Пропорции: руки I . Руки по крайней мере равны длине туловища. Кончики кистей достигают середины бедер, но не колена. Кисти не обязательно доходят до (или ниже) промежности, особенно если ноги необычно короткие. На рисунках анфас обе руки должны иметь такую длину. Оценивается относительная длина, а не положение рук.

52. Пропорции: руки II . Коническая форма рук. Предплечье уже верхней части руки. Засчитывается любая попытка сузить предплечье, если только это не делается прямо у талии. Если целиком нарисованы обе руки, сужения должны быть на обеих.

53. Пропорции: ноги . Длина ног не должна быть меньше вертикального размера туловища и не больше двойного размера туловища. Ширина каждой ноги меньше ширины туловища.

54. Пропорции: конечности в двух измерениях . Обе руки и ноги показаны в двух измерениях. Если руки и ноги двумерные - очко засчитывается, даже если кисти и ступни изображены линейно.

55. Одежда I . Любые признаки изображения одежды. Как правило, наиболее ранние способы представляют собой ряд пуговиц, идущих вниз к центру туловища, или шляпу, или и то и другое вместе. Засчитывается даже что-либо одно. Одна точка или маленький кружочек в центре туловища практически всегда означает пупок, и не засчитывается как элемент одежды. Серия вертикальных и горизонтальных линий, нарисованных поперек туловища (а иногда и поперек конечностей), представляет собой самый распространенный способ изображения одежды. За это дается очко. Также засчитываются черточки, которые могут быть расценены как указание на карманы или манжеты.

56. Одежда II . Наличие по крайне мере двух непрозрачных предметов одежды, таких, как шляпа, брюки и т.п., скрывающих часть тела, которую они покрывают. При оценке рисунка по данному пункту следует иметь в виду, что если шляпа просто чуть-чуть касается верха головы, но не покрывает никакой ее части, очко не засчитывается. Одни только пуговицы без каких-либо других указаний на признаки одежды (например, пальто, пиджак) не засчитываются. Пальто должно быть изображено с помощью двух следующих признаков: рукава, воротник или линия горлового выреза, пуговицы, карманы. В изображении брюк должны быть: пояс, ремень, застежка, карманы, манжеты или любой способ разграничения ступни и ноги от низа брючины. Изображение ступни как продолжения ноги не засчитывается, если линия поперек ноги - единственный признак, указывающий на различие ступни и лодыжки.

57. Одежда III . В рисунке нет прозрачных элементов одежды. И рукава и брюки должны быть показаны отдельно от запястий рук и ступней ног.

58. Одежда IV . Нарисовано по крайней мере четыре предмета одежды. Предметы одежды могут быть следующими: шляпа, туфли, пальто, пиджак, рубашка, воротник, галстук, ремень, брюки, жакет, футболка, рабочий халат, носки. (На туфлях должны присутствовать некоторые детали - шнурки, ремешки или подошва, изображенная двойной линией. Одного только каблука недостаточно. У брюк должны иметь место некоторые детали, такие, как застежка, карманы, манжеты. У пальто, пиджака или рубашки должны быть показаны: воротник, карманы, лацканы. Одних только пуговиц недостаточно. Воротник не следует путать с шеей, изображенной как простая вставка. Галстук часто довольно незаметен, его наличие уточняется при внимательном рассмотрении или в ходе беседы.)

59. Одежда V . Полный костюм без каких-либо нелепостей (несовместимых предметов, деталей). Это может быть и «форма» (не только военная форма, но и например ковбойский костюм) или повседневный костюм. Во втором случае костюм должен быть безупречным. Это «поощрительный» дополнительный пункт, и следовательно, здесь должно быть показано больше, чем в пункте 58.

60. Профиль I . Голова, туловище и ноги в профиль должны быть показаны без ошибок. Туловище не считается нарисованным в профиль, если центральная линия пуговиц не сдвинута от середины фигуры в бок туловища или если нет других указаний, как, например, соответствующее положение рук, карманов, галстука. В целом рисунок может содержать одну (но не более) из следующих трех ошибок: 1) прозрачность тела - контур туловища виден сквозь руку; 2) ноги нарисованы не в профиль; в полном профиле по крайней мере верхняя часть одной ноги должна быть закрыта другой ногой, которая ближе; 3) руки присоединены к контуру спины и протянуты вперед.

61. Профиль II . Фигура должна быть показана в профиль абсолютно правильно, без ошибок и случаев прозрачности.

62. Анфас . Включает частичный профиль, когда рисующий пытается показать фигуру в перспективе. Все остальные части тела на своих местах и соединены правильно, за исключением частей, скрытых перспективой или одеждой. Существенные детали: ноги, руки, глаза, нос, уши, шея, туловище, ладони (кисти), ступни. Ступни должны быть изображены в перспективе, но не в профиль, если только они не вывернуты в разные стороны. Части должны быть показаны двумерными.

63. Двигательная координация в рисовании линий . Посмотрите на длинные линии рук, ног и туловища. Линии должны быть твердыми, уверенными и без случайных изгибов. Если в целом линии производят впечатление твердых, уверенных и свидетельствуют о том, что ребенок контролирует движения карандаша, очко засчитывается. Рисунок может быть весьма неумелым, и все же очко должно быть засчитано. Несколько длинный линий может быть обведено или стерто. Линии на рисунке не обязательно должны быть очень ровными и плавными. Маленькие дети иногда пытаются «раскрашивать» рисунок. Внимательно изучите линии рисунка. Дети постарше часто пользуются эскизами, отрывочным методом, легко отличимым от неуверенных линий, возникающих вследствие незрелой координации.

64. Двигательная координация в рисовании соединений . Посмотрите на точки соединения линий. Линии должны встречаться точно, без явной тенденции к пересечению или наложению и без промежутка между ними (рисунок с несколькими линиями оценивается строже, чем рисунок с частыми сменами направления линий). Эскизный, отрывистый рисунок обычно засчитывается, несмотря на то, что соединения линий здесь могут быть неопределенными, так как эта способность присуща почти исключительно рисункам зрелого типа. Допускаются некоторые подтирания.

65. Высшая двигательная координация . Это «поощрительный», дополнительный пункт за умелое владение карандашом как в рисовании деталей, так и в рисовании основных линий. Обратите внимание на мелкие детали, а также на характер основных линий. Все линии должны быть нарисованы твердо, с правильными соединениями. Прорисовка карандашом тонких деталей (черт лица, мелких деталей одежды и т.п.) указывает на хорошую регуляцию движений карандаша. Оценка должна быть очень строгой. Перерисовка или подтирание аннулируют очко за этот пункт.

66. Направление линий и форма: контур головы (качество линий в рисовании форм) . Контур головы должен быть нарисован без явных признаков непроизвольных отклонений. Очко засчитывается только в тех рисунках, где форма достигается без неправильных предварительных попыток (круг, эллипс). В профильных рисунках простой овал, к которому присоединен нос, не засчитывается. Оценка должна быть достаточно строгой, т.е. контур лица должен быть нарисован единой линией, а не по частям.

67. Качество линий в рисовании форм: контур туловища . То же, что и в предыдущем пункте, но для туловища. Следует обратить внимание на то, что примитивные формы (палочка, круг или эллипс) не засчитываются. Линии туловища должны указывать на попытку намеренно отойти от простой яйцевидной формы.

68. Качество линий в рисовании форм: руки и ноги . Руки и ноги должны быть нарисованы без нарушения формы, как в предыдущем пункте, без тенденции к сужению в местах соединения с телом. И руки и ноги должны быть изображены двумерными.

69. Качество линий в рисовании форм: черты лица . Черты лица должны быть полностью симметричными. Глаза, нос и рот должны быть показаны двумерными.

Анфас: черты лица должны быть размещены правильно и симметрично, должны ясно передавать вид человеческого лица.

Профиль: контур глаза должен быть правильным и расположен в передней части головы. Нос должен образовывать тупой угол со лбом. Оценка строгая, «карикатурный» нос не засчитывается.

70. «Эскизная» техника . Линии, образованные хорошо регулируемыми штрихами. Повторное обведение отрезков длинных линий не засчитывается. «Эскизная» техника встречается в работах некоторых старших детей и почти не встречается у детей младше 11-12 лет.

71. Особая прорисовка деталей . С помощью особых линий или штриховки должно быть изображено что-то (одно или более) из следующего перечня: складки одежды, морщинки или фалды, выделка ткани, волосы, ботинки, расцветка или предметы фона.

72. Движение рук . Фигура должны выражать свободу движений в плечах и локтях. Достаточно при изображении одной руки. «Руки в брюки» или руки в карманах не засчитываются, если видны и плечи, и локти. Какие-либо действия не обязательны.

73. Движение ног . Свобода в движениях и в коленях, и бедрах фигуры.

(Критерии анализа рисунка разработаны и сформулированы создателями теста. При анализе конкретного материала отдельные критерии могут показаться недостаточно четкими. В силу этого возможны субъективные интерпретации, и полученный показатель может не вполне соответствовать уровню безусловной точности. Качество обработки тестового материала возрастает по мере освоения опыта тестирования и обсчета результатов.)

Анализ

В результате масштабной апробации теста его создателями разработаны подробные таблицы перевода полученных баллов в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта. Эти критерии, однако, были выработаны достаточно давно и на выборке американских испытуемых. Поэтому доскональное соотнесение результатов, полученных сегодня на отечественном материале, с этими таблицами недостаточно. Ниже приводятся лишь основные референтные точки, служащие приблизительным ориентиром для оценки.

Из таблиц Гудинаф - Харриса взяты соотношения баллов и «нормального» IQ, соответствующего 100 %, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ = 70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ = 70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии. Еще раз подчеркнем, что на основе лишь данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопустимо.

В возрасте 3 лет IQ = 100% примерно соответствует количество баллов, равное 7. (70% - 1 балл.)

4 года – 100% – 10 баллов; 70% – 3 балла.

5 лет – 100% – 16 баллов; 70% – 6 баллов.

6 лет – 100% – 18 – 19 баллов; 70% – 7 баллов.

7 лет – 100% – 22 – 23 балла; 70% – 9 баллов.

8 лет – 100% – 26 баллов; 70% – 10 баллов.

МЕТОДИКА «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА»

Цель: Методика предназначена для определения уровня тревожнос­ти у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Описание методики: Для проведения исследования психолог предлагает ребенку лист бумаги и карандаш, затем просит нарисовать человека. На все дополнительные вопросы ребенка следует отвечать: «Как хочешь».

Тест предназначен для детей в возрасте от 3 лет 6 мес. до 7 лет. Он ориентирован на диагностику развития перцепции, сенсомоторной координации, уровня психического разви­тия ребенка. Тест должен быть вводной частью тестовой ба­тареи, чтобы привлечь ребенка к работе, дать ему нужную мотивацию.

Тестирование может проводиться индивидуально или груп­повым способом. Рекомендуется индивидуальное проведение с дошкольниками. Если тестирование проводится групповым способом, то размер группы должен быть 8-12 человек* что­бы с каждым ребенком было возможно установление эмоци­онального контакта.

Необходимо, чтобы у ребенка был карандаш, бланк теста или лист бумаги стандартного формата, которые должны ле­жать вертикально. На столе больше ничего быть не должно. Нужно, чтобы ребенок рисовал по представлению, а не сри­совывал. Рядом могут лежать цветные карандаши, и, если у ребенка возникнет потребность раскрасить рисунок, пусть раскрашивает. Желательно, чтобы у экспериментатора были запасные карандаши, так как во время рисования дети их ча­сто ломают. Одно из важнейших требований при организации тестирования - атмосфера доверия, спокойствия, в которой ребенок максимально проявил бы свою фантазию, свои воз­можности. Дети не должны испытывать напряжения, страха. Рисование должно быть частью игры.

Психодиагностам, работающим с детьми, можно пореко­мендовать несколько принципов:

1. Все тестирование должно проводиться в виде игры.

2. Необходимо соблюдать стандартность процедуры тести­рования: подбирать одинаковую бумагу, одинаковые каран­даши.

3. Целесообразно записывать все важные обстоятельства, сопутствующие рисунку: дату, время, степень адаптации к процедуре, комментарии ребенка, латеральность держания карандаша, поворачивание листа бумаги.

4. Наиболее ценны в диагностическом плане рисунки, за появлением которых психолог мог наблюдать.

5. Психолог должен знать возрастные характеристики ри­сунка; знать, что является типичным, а что отклонением.

6. В связи с тем, что на появление рисунка влияет ряд фак­торов: уровни когнитивного, моторного, личностного и со­циального развития - и неизвестно, какой из них в данный момент преобладает, то для окончательного вывода об уровне психического развития ребенка необходимо использовать ком­плекс методик.

7. Рисунок может быть индикатором и творческих способ­ностей, и патологических процессов.

8. Чем старше ребенок, тем менее надежным показателем умственного развития становится рисунок.

9. В исследовательских целях оценку рисунка рекомендуется проводить двум специалистам независимо друг от друга.

Экспериментатор должен дать инструкцию к тесту: «Мне бы хотелось, чтобы ты на этом листе бумаги нарисовал чело­века, мужчину. Нарисуй его так, как ты лучше всего умеешь. Рисуй столько времени, сколько тебе нужно. Старайся рисо­вать как можно аккуратнее». Основная задача инструкции - сформировать мотивацию ребенка к рисованию.

Важно внимательно следить за процессом рисования. Имен­но он может дать информацию о личности ребенка и его пси­хическом развитии:

В некоторых случаях ребенка можно похвалить, поддержать, но не выделять из группы. В процессе рисования необходимо полностью избегать критической оценки и указаний на недо­статки. После окончания работы рекомендуется не прерывать ребенка сразу, а поговорить с ним о его рисунке. Это нужно для уточнения содержания изображенного, а также в собствен­но диагностическом аспекте (богатство фантазии, опыт, вер­бальные способности ребенка). Его можно попросить: «Рас­скажи мне о своем рисунке - что ты здесь нарисовал?»

Обработка данных:

Оценка рисунка проводится по 37 пунктам: 17 содержатель­ным, которые связаны с характеристикой деталей, и 20 фор­мальным, которые касаются пропорций частей тела.

Каждое положение оценивается одним баллом. Оценка теста количественная (по сумме набранных баллов) и качественная.

Критерии оценки

1. Уши - должны быть ясно различимыми, произвольно изображены. Должны быть присоединены к голове, а не нари­сованы около нее.

2. Глаза - могут быть произвольной формы, с различными деталями (брови, ресницы, зрачок) и без них.

3. Туловище - может иметь какое угодно двумерное изобра­жение. Если с туловищем соединена голова, то должна быть нарисована линия, отделяющая голову от туловища. Рисова­ние «головонога» не оценивается.

4. Шея - любое ясное двумерное изображение ее как раз­личение головы и туловища.

5. Рот - ясный способ изображения. Рот должен быть на­рисован горизонтально или в виде окружности, может быть двумерным и одномерным.

6. Hoc - должен быть ясно различим. Может быть любым по форме изображения: в виде точки, двумерным, одномерным.

I. Детали глаз - брови и ресницы. Приемлем любой способ изображения. Положительный балл ставится только при на­личии двух бровей. Ресницы должны быть изображены как ряд линий, выходящих из контуров глаз. Оценивается положитель­но при прорисовке только на обоих глазах.

8. Детали глаз - зрачок. Марание внутри глаза, закрашива­ние его оценивается отрицательно. Должны быть ясно обозна­чены точки или кружок в обоих глазах, если оба глаза видны на рисунке. Если на рисунке виден один глаз, оценивание производится по наличию зрачка в нем.

9. Волосы - может быть произвольный способ изображе­ния, достаточно каракулей на темени головы.

10. Волосы -- способ изображения должен быть лучше, не­жели в п. 9. Голова не должна просвечивать, не должно быть видно ее контура.

I1. Рука - произвольный способ рисования. Если рисунок сделан анфас, должны быть нарисованы обе руки - двумер­ные или одномерные. Если в профиль и вторая рука не видна, но ее наличие можно предположить, то ставится положитель­ная оценка.

12. Пальцы - произвольный способ изображения. Должны быть нарисованы на обеих руках, количество не важно. Рисо­вание варежки оценивается положительно.

13. Пальцы - правильное количество на обеих руках или лишь на одной, если другой руки на рисунке не видно. Если нарисованы обе руки, а одна частично закрыта - оценка про­изводится по видимой руке.

14. Ступни или ботинки - на обеих ногах (если на рисунке видны обе ноги). Положительно оценивается и двумерная, и одномерная ступня, обозначенная чертой.

15. Одежда I - любое ясное изображение наличия одежды. Закрашенное туловище оценивается положительно. Ряд пуго­виц или шляпа (пусть она даже выше головы) оценивается как наличие одежды. Изображение только пупка оценивается отрицательно.

16. Одежда II - должны быть изображены две части одеж­ды - верхняя и нижняя. Одежда должна быть непрозрачной. Головной убор должен быть на голове, а не над головой. Одни пуговицы оцениваются отрицательно.

17. Одежда III - полностью одетый человек, тело его не просвечивает, что служит показателем возросшего уровня умственного развития ребенка. Зрительно изображены части одежды - рукава, штанины, ботинки. Если в п. 16 ребенок получил (-), то в п. 17 оценивание не производится.

II. Формальная часть.

18. Пропорции головы - измерение производится с учетом волос; голова должна быть меньше половины туловища и боль­ше 1/10 туловища.

19. Анфас и профиль фигуры - изображение всех частей тела на рисунке человека должно быть согласованным, т.е. пред­ставленным соответственно анфас либо в профиль. Рассогла­сование оценивается отрицательно. Изображение конечнос­тей может быть одномерным.

20. Нос двумерный - ровная линия, круг, треугольник, чер­точка оцениваются отрицательно.

21. Пропорции глаз - горизонтальный размер глаз должен быть больше, чем вертикальный. Пропорции должны сохра­няться в обоих глазах, за исключением профиля, где другой глаз не нарисован - там оценивание производится по изоб­раженному.

22. Присоединение рук - они могут быть присоединены в любом месте туловища, шеи или к месту соединения головы и туловища. Присоединение рук к голове или ногам оценива­ется отрицательно.

23. Присоединение рук - они должны быть присоединены в правильном месте - в верхней трети туловища, в точке, ко­торую можно назвать плечом. Правильное присоединение лишь одной руки, присоединение рук посредине туловища оцени­вается отрицательно.

24. Руки - не должны быть подняты вверх или разведены в стороны. Каждая рука должна образовывать с туловищем угол меньше 90°.

25. Плечи - должны быть хорошо обозначены. Овальные, шарообразные, квадратные фигуры оцениваются отрица­тельно.

26. Руки двумерные - обе руки должны быть нарисованы двумерными, длина должна быть больше ширины.

27. Пропорции рук - обе руки должны быть примерно оди­наковой длины с туловищем (измерение осуществляется от места присоединения руки к туловищу). Руки могут быть од­номерными.

28. Симметрия рук - обе руки должны быть одинаковой длины и ширины. Одномерные изображения автоматически оцениваются отрицательно.

29. Локтевой сгиб - явно заметный сгиб посредине руки. Для положительного оценивания достаточно изображения только одной согнутой руки.

30. Пальцы двумерные - длина должна быть больше шири­ны. Если видна только одна рука - оценивание производится по ней. Все видимые пальцы должны удовлетворять данному критерию.

31. Туловище - длина должна быть больше ширины, изме­рение производится в месте самой большой длины и ширины. Если оба параметра одинаковы - оценка отрицательная. Тре­угольное туловище оценивается отрицательно. Длина тулови­ща зрительно должна отчетливо превосходить ширину.

32. Присоединение ног к туловищу- оценка положительная, если присоединены обе ноги. Присоединение ног к голове оценивается отрицательно.

33. Ноги двумерные - обе ноги должны быть нарисованы двумерными, длина больше ширины. Ступня может быть изоб­ражена произвольно.

34. Пропорции ног - длина обеих ног не должна быть мень­ше длины туловища и не должна превышать длину туловища более чем в 2 раза. Ширина ног должна быть меньше ширины туловища. Изображение может быть одномерным.

35. Симметрия ног - обе ноги должны быть примерно оди­наковой длины и ширины. Одномерное изображение автома­тически оценивается отрицательно.

36. Пропорции ступней - ступня должна быть двумерной, длина больше ширины.Ступня не может быть очень длин­ной, максимум 1/2 ноги. Критерию должны соответствовать обе ноги. Одномерная ступня автоматически оценивается от­рицательно.

37. Ступня разделена - должно быть зрительное отделе­ние каблука или пятки с подошвой. Оцениваться должны обе ступни.

Каждое соответствие пункту шкалы оценивается одним баллом.

Интерпретация результатов теста

По результатам теста испытуемые получают три оценки: общий балл, содержательную оценку и формальную оценку.

Высокий общий балл по данному тесту, как правило, име­ют зрелые, интеллектуально развитые дети; аккуратные, усид­чивые, спокойные, с высокой мотивацией к рисованию. Осо­бенно это характерно для девочек. Высокий балл также часто получают глухие дети.

Интерпретация:

В «Рисунке человека» на тревожность указывают в первую оче­редь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается к психологу за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т. п. Нажим на каран­даш (о нем судят по продавленное™ листа бумаги) у тревожно­го ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не со­четается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка).

О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами.

Тревожный ребенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению.

Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, ко­торая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в. пер­вую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наиболь­шее эмоциональное напряжение и являются источником его тре­вожности.

О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка.

Характерная особенность рисунка тревожного ребенка - чрез­мерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решает­ся закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое коли­чество пуговиц.

Только в том случае, если наблюдается большинство из пере­численных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисова­нии вообще.

Рисуночный психологический тест "Человек"

Психологический тест "Человек" специалисты часто используют как в повседевной практике, так и в процессе тестирования будущих первоклассников. Его разработал К. Маховер в 1946г. на основе теста Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека".

Инструкция: "Нарисуй человека" (любого, как хочешь). Важно обращать внимание на то, какие детали человек стирает или обводит несколько раз - это так называемые "проблемные зоны".

Материалы: лист А4 (обычно располагают вертикально) и простой карандаш средней мягкости (М или 2М). Резинку специально не предлагают, но дают по просьбе рисующего.

Вопросы после завершения рисунка:

1. Кто этот человек? Сколько ему лет?

2. Что он делает на этом рисунке? Где он находится?

3. Чем он занимается (учится, работает)?

4. Что он любит и что не любит?

5. Есть ли у него семья, друзья, враги?

6. О чем он мечтает?

7. Тебе он нравится? Что бы ты хотел в нем изменить?

1. Представление о себе (Я-концепция)

Размер фигуры и расположение в пространстве (общие правила для интерпретации рисунков):

Человек расположен в центре листа и занимает примерно 2/3 страницы - адекватная самооценка;

Маленькая фигура (меньше 1/3 страницы) ниже средней линии - заниженная самооценка, неуверенность в себе, сниженное настроение;

Маленькая, но выше средней линии - компенсаторно завышенная самооценка, сниженное настроение;

Огромная (больше 3/4 страницы) - завышенная самооценка, эгоцентризм, тревога.

Фигура смещена влево - человек ориентирован на прошлое ("живет воспоминаниями"), вправо - на будущее ("живет мечтами и надеждами"), находится в центре - на настоящее ("здесь и сейчас").

Фигура неустойчива, наклонена в сторону - неуверенность; стоит устойчиво, на какой-либо линии - уверенность, "твёрдо стоит на ногах".

Изображен человек своего пола - адекватная полоролевая идентификация. Противоположного пола - существует очень значимый, подавляющий человек или косвенный признак гомосексуализма.

Рассказ о нарисованном человеке отражает существующее или желаемое положение рисующего. Соответственно, интерпретация ответа "у него много друзей" будет "достаточно социальных контактов" или "не хватает социальных контактов". Как отличить? Если какая-то деталь подчеркивается или игнорируется, это указывает на трудности в этой сфере: "У него ОЧЕНЬ много друзей" или "Насчет друзей не знаю". Особенное внимание уделите вопросам № 6 и 7 - ответы на них отражают истинные волнения и переживания рисующего.

. Голова - сфера мышления и отношения к себе. Соотношение пропорций головы и тела указывает на соотношение духовоного и физического в человеке.

. Руки - символ взаимодействия с окружающим миром, общения с другими людьми. Если руки спрятаны, прижаты к телу, плохо прорисованы - общение затруднено.

. Ноги - ощущение собственного положения в мире: устойчивого и прочного или шаткого и слабого.

. Украшения, ресницы, прическа - артистичность, демонстративность, желание быть в центер снимания.

2. Образ тела человека

Рисунок отражает представление о человеческом теле, поэтому "проблемные зоны" будут нарисованы с напряжением (сильный нажим, стирания, множественные линии), пропущены (только намечены) или выглядеть странно, неадекватно. Например:

На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
. нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
. нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
. нет туловища или туловище в виде палочки.
. нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
. нисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
. нет ступней.
. нет одежды и нет никаких половых признаков.
. голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.
. подчеркнуты половые признаки или половые органы.

Признаки психической патологии:

Части тела отделены от туловища (не соединены с ним),
. в тело человека встроены неживые предметы (соединение живого с неживым),
. изображен не человек (робот, монстр и т.д.),
. полное стирание или закрашивание лица или всей фигуры,
. прозрачные детали (сквозь одну видно другую) (до 6 лет - нормально),
. нарисованы внутренние органы

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении