Модная и стильная

Бегство от себя. Знакомство с собой

Кажется, было утро… (на самом деле Оксана была не уверенна). Жутко раскалывалась голова. Трудно сказать, от чего она болела больше, от раны или от повязки, которой ее была обмотана.
Сегодня Оксане приснился очень странный и в тоже время страшный сон: За ней кто-то гнался, что-то кричал ей в след. Оксана очень напугалась, и побежала изо всех сил. Но силы с неимоверной скоростью покидали ее, дышать становилось труднее и труднее. Некто догнал ее, схватил за плечо. Сердце Оксаны на миг замерло, она обернулась и, к своему удивлению, увидела свое отражение. Она вздрогнула. Это движение отозвалось болью в голове. Оксана проснулась. Подобные ужасы мучили ее уже продолжительное время начиная с самого отъезда из Турции, в которой вместе с бабушкой и сестрой она отдыхала этим летом.
***
За продолжительное время до этого…
Вот уже полторы недели шестнадцатилетняя Оксана с родственниками отдыхала в Турции. Оставалось ещё немного. Через несколько дней они уедут домой, в холодную Москву. И Оксана была бы счастлива, счастливее всех, если бы не череда событий, виною которых была она сама…
Отдыхая здесь, она познакомилась с одним чудесным человеком. Он работал аниматором. Мистер Садо, так его звали, был приятным, обходительным, ненавязчивым мужчиной непонятного возраста. По его лицу было невозможно определить возраст, иногда Оксане казалось, что ему от силы лет 25, а иногда что уже за 40.
Однажды вечером, возвращаясь с дискотеки, Оксана увидела его одиноко потягивающего коктейль у стойки бара. Проходя мимо, она сказала:
- Good night!
В ответ на это он жестом попросил присесть рядом. Они славно поговорили, что называется «за жизнь». Интересный факт, но общение с ним было настолько простым и раскованным, как будто Оксана знала его всю свою жизнь. Языковой барьер не был им преградой, на плохом английском, с помощью жестов, они отлично понимали друг друга. Проболтав до 4 утра, он предложил переместиться в его домик и там продолжить столь приятную беседу. Жил он недалеко от отеля, в небольшом домике, вместе со всей своей анимационной командой. Оксана начала смущаться и отказываться, как и подобало приличной девушке. Плохих мыслей на его счет у нее не было, но по старой московской привычке лицам противоположного пола она не доверяла.
- Don’t worry. All will good! It’s only for spoken with you! – сказал он и улыбнулся.
В его глазах было что-то такое, что… возможно, многие сочли бы ее поступок безрассудным, но она поверила ему. Иногда так бывает: видишь человека несколько часов, и уже доверяешь ему, как будто знакомы целую вечность. Они отправились в домик. Три часа подряд говорили, смеялись, рассказывали друг другу различные истории из жизни. Он оказался очень интересным и образованным человеком. Для Оксаны эта ночь стала самой незабываемой за все время отдыха. За один вечер или, вернее ночь, они стали близкими друзьями. Что больше всего поразило Оксану, так это то, что он ни разу не пытался приставать к ней.
Когда начало светать, Оксана сказала, что ей пора идти. Садо попросил прийти на следующий день после дискотеки. Оксана с радостью согласилась. Как только она вышла из домика, комната Садо оживилась. Непонятно откуда в нее устремилась вся анимационная группа, они принялись что-то обсуждать на непонятном, ни для одного человека, языке.
Весь день Оксана сияла от счастья. На душе у нее было настолько легко и хорошо, что она за весь день ни разу не поссорилась с сестрой.
Разговоры с Садо постепенно становились для Оксаны смыслом ее поездки. Она уже не стремилась на дискотеки, в бары, бассейн, на экскурсии. Просыпаясь, Оксана не могла дождаться вечера, чтобы спуститься к домику и окунуться в эту странную атмосферу беседы с близким, но все-таки малознакомым человеком. Время, как назло шло медленно.
Несколько ночей Оксана проговорила с Садо. Эти ночи пролетали настолько быстро, что остальной день казался вечностью.
Однажды, после дискотеки, сестра сказала, что пойдет погулять с Оксаной, потому что ей не хочется спать. Странное чувство в тот момент овладело Оксаной, она решила не делить ни с кем своего ночного собеседника. Да и поняла бы ее сестра? Оставив ее одну, слепив нелепую отмазку, Оксана устремилась в домик Садо. Она и не догадывалась, что пара глаз, уже зорко следит за ней. Объяснив Садо ситуацию, Оксана вышла из дома. Сестра стояла рядом с дверью.
- Мне… м … надо было …э… деньги отдать… - неуверенно пролепетала Оксана.
Сестра ничего не сказала, они пошли гулять по ночному пляжу. Всю ночь Оксана молча ненавидела сестру за то, что она отняла у нее целую ночь беседы. Целую ночь! А оставалось их уже всего лишь три.
Тогда она ещё не подозревала, что ее ответ станет роковой ошибкой. С тех пор сестра установила слежку за ней. Но Оксана была настолько счастлива, что не обращала внимания на это. Она просто ничего не замечала вокруг. В один прекрасный день после обеда Оксана осталась одна в номере. Она читала какой-то рассказик из книги, которую привезла с собой, когда телефонный звонок. Она взяла трубку, хотя и не понимала, кто же может позвонить ей в номер. Она услышала голос бабушки:
- Привет, Оксаночка. Ты спишь?
- Нет! А должна?
- Да, нет! Слушай, ты не могла бы подойти на секундочку в администрацию. Это на первом этаже. Да ты сама знаешь, наверное.
- Знаю, конечно. А в чем, собственно говоря, дело? Может я так, по телефону все вам скажу. Если честно, мне безумно в лом переться на первый этаж.
- Нет. По телефону ты определенно ничего не должна говорить. Мы подошли с Сашей в администрацию отеля по поводу Мистера Садо. (при этих словах сердце у Оксаны забилось быстрее). Ну, ты, наверное, понимаешь, что я имею ввиду!
- Нет, если честно совершенно не въезжаю!
- Ну, насчет того. Что он к тебе пристает и заманивает тебя в домик, где живет. Ты могла бы подойти и подтвердить это?
Словами не описать те чувства, что разрывали на части в тот момент Оксану… Из ее глаз покатились редкие и тяжелые капли слез! Она начала что-то кричать в трубку старательно подбирая слова, потому как кричать хотелось громко и неприлично!
Мысли неслись в ее голове с необычайной скоростью. «Скорей, нужно пойти и найти его! Объяснить!», «Нет, лучше пойти в администрацию и сказать, что ничего такого не было!», «Вот дура Саша! Как можно все так исказить! Блин, она же ничего не видела и ничего не понимает!». Так Оксана металась несколько минут. Затем она потеряла сознание.
У нее иногда бывает такое, когда она сильно нервничает, переживает. А сейчас она не просто нервничала, Оксана была на грани нервного срыва! Очнулась она буквально через 3 минуты на том же месте и обнаружила, что, падая задела виском острый угол туалетного столика. Вокруг кровь, в голове все как в тумане. Она почему-то решила, что ляжет и через 10 минут придет в нормальное состояние. За это она долгое время потом винила себя… Но тогда ей казалось, что она поступает мудро….
Проснулась Оксана, когда было уже утро. Кое-как остановив кровь, которая пошла вновь, как только Оксана сорвала кусок простыни, прилипший к ране, она пошла к морю. Уже понимая, что изменить что-либо не в ее силах… По крайней мере, в тот момент ей так казалось, хотя позже ей в голову придет масса вариантов действий.
Не правду говорят, что моря забирает с собой все проблемы и зализывает волнами раны сердца. Легче Оксане не стало, даже наоборот, ей не хотелось видеться с Садо, потому что она боялась взглянуть ему в глаза, ей не хотелось видеться с семьей, потому что в тот момент она ненавидела их, ей хотелось провалиться сквозь землю, потому что она ненавидела себя! Пусть никаких заявлений подано не было, но репутация этого славного и не в чем не повинного человека была запятнана. Оксана ходила вдоль моря, вокруг не было ни души. Ей становилось ещё хуже.
- Господи! Если бы можно было все вернуть, я бы все сделала не так! – взмолилась Настя.
Волны ответили ей журчаньем, ветер потрепал волосы, а солнце высушило следы от слез, но они появлялись снова и снова, проделывая новый путь. В этот момент что-то произошло в домике Садо, его окна сверкнули странным светом, но Оксана была настолько увлечена своими мыслями, что не заметила этого.
В тот день она ночевала на пляже. Прямо на лежаке. И всю ночь плакала. Слезы текли по ее лицу из-за обиды на саму себя, из-за осознания неизбежности последствий своего поступка…
Все последующие дни Садо избегал встречи с Оксаной. Но она не теряла надежды, она очень хотела все объяснить, успокоить свою совесть.
В последний день своего пребывания в Турции она пошла к домику. Это была ее единственная и последняя надежда объясниться с Садо. Она дернула за ручку. Дверь в домик была закрыта. Внезапно из-за домика вышел один из аниматоров, входящих в группу Садо. Его лицо было угрюмым и неприветливым.
- Он уехал, улетел, еще вчера…
Оксана еле сдержалась, чтобы не заплакать…
В тот вечер погода испортилась, начался дождь, даже не дождь, а настоящий ливень! Такое в этих местах большая редкость в это время года. Дождь шел весь вечер и ночь…
Хоть рейс несколько раз переносили, следующим утром Оксана была уже в Москве, дома.
***
Кажется, было утро… (на самом деле Оксана не уверенна). Жутко раскалывалась голова. Трудно сказать, от чего голова болела больше, от раны или от повязки, которой была голова обмотана!
Сегодня Оксане приснился очень странный и в тоже время страшный сон: За ней кто-то гнался, что-то кричал в след. Оксана очень напугалась, и бежала изо всех сил. Но силы с неимоверной скоростью покидали ее, дышать становилось труднее и труднее. Некто догнал ее, схватил за плечо. Сердце Оксаны на миг замерло, она обернулась и, к своему удивлению, увидела свое отражение. Она вздрогнула. Это движение отозвалось болью в голове. Оксана проснулась. Подобные ужасы мучили ее с самого отъезда из Турции, в которой вместе с бабушкой и сестрой она отдыхала этим летом.
Оксана встала, включила телевизор, пошла чистить зубы. По телевизору показывали ураган непонятного происхождения, который обрушился на Европу.
Глядя на себя в зеркало, она поняла смысл этого сна: бегу от самой себя… «Ведь так и есть!» - подумала Оксана, - «Ведь действительно, бегу, пытаюсь все забыть! Думаю, что меня вылечит время!». Мысли появлялись в ее голове со страшной скоростью, голова Оксаны закружилась, она почувствовала, что теряет сознание. Еле успев схватиться за край стенки, она осталась на ногах. Оксана присела на край ванной. «Да кто он мне? М-да… блин, да поступила я с ним нехорошо, но ведь я пыталась, пыталась! Не моя вина, что моя сестра и бабуля все не так поняли! Я ведь не дала никаких показаний! Блин, интересно, а что сказали ему администраторы? Может, они все переврали?». Оксана включила воду, набрав полную ванну, перед этим насыпав в нее соль, она скинула с себя халат, развязала тугую повязку на голове. Рана уже заживала. Ее тело радостно приняла вода, встречая огромным количеством маленьких пузырьков. Оксана опять опустилась в раздумья, положив на лицо мокрое полотенце. Она ушла в дебри размышлений настолько глубоко, что пролежала бы в остывающей ванной еще долгое время, но стук в дверь заставил ее опомниться.
- Блин, ну ты долго там! Не одна живешь, вылазь давай!!! – послышался голос сестры.
- Да, сейчас, подожди! – ответила Оксана.
Выйдя из ванной Оксана чувствовала какое-то непонятное облегчение, как будто Садо простил ее. Все-таки она сумела убедить себя в своей невиновности. Хотя одну свою ошибку она оправдать не смогла – она глупо поступила, пойдя гулять с сестрой, а тем более так нелепо отмазавшись и бросив ее одну.
После этого странные сны, которые так пугали Оксану, больше ей не снились. Пока однажды…
***
С тех пор прошло четыре года.
Ночь. Оксана лежала на кровати, рядом с ней лежал ее парень. Он уже давно спал, занятие сексом, работа, дела по дому, все это сильно выматывало хоть и сильный, но еще молодой организм. Оксана лежала на спине, опершись головой на его грудь, она смотрела в окно. Шел дождь, капли монотонно бились о подоконник. Раскаты грома доносились издалека, сверкание молний на миг освещало комнату.
Оксана думала о том, как бы ей оставить свою очередную игрушку-спонсора, который лежит рядом, и найти того, кто действительно ее оценит и поймет, того, кто ей действительно нужен, какой-то неимоверной цепочкой ее мысли дошли до воспоминаний о Турции. В сердце что-то екнуло, она вспомнила Садо, его глаза. Очередной раскат грома заставил ее напугаться больше обычного, она прижалась к теплому телу парня. Ей становилось то холодно, то жарко, то просто страшно, то жутко… Оксана встала накинула халат, влезла в тапки и пошла на кухню, ей хотелось горячего кофе.
Она шла по темному коридору, шаркая задниками тапок по линолеуму. Внезапно в конце коридора зажегся свет, причем не просто свет лампы, а более яркий, и шел он не сверху, а снизу, как бы из пола! Оксана испугалась, хотела закричать, но не смогла. Тем временем в потоке света появился знакомый силуэт. «Садо… Садо!!!» - пронеслась мысль. Она угадала, из потока света вышел Садо, он протянул руки к Оксане и сказал:
- Come with me! All will good!
Оксана сделала шаг на встречу, небольшой шаг. Поток света засосал ее, подобно пылесосу…
Долгое время она находилась в темноте, затем почувствовала, как ее кто-то трясет, она открыла глаза:
- Оксана, Оксана! – около нее стояла сестра, - да что с тобой! Я тебе тут говорю про свою любовь, распинаюсь, а ты о чем-то своем думаешь!
- Саша?! – удивленно посмотрела на сестру Оксана, - где мы?
- Хватит прикалываться, мне не смешно! Все, я обиделась, пойду в номер.
Оксана огляделась вокруг - море, песок, чистое небо, вид отеля… «Я в Турции?!!!».
Со всех ног она побежала к домику Садо.
Добежав да него, Оксана немного отдышалась и дернула за ручку, дверь оказалась закрытой. От обиды Оксана ударила дверь кулаком. В этот момент из-за дома вышел тот же самый угрюмый член анимационной команды Садо, он протянул Оксане диск и сказал:
- Садо завершил проект «Стихия», он уехал, а это он просил передать тебе.
Оксана взяла диск, посмотрела на него, это была простая болванка. Она хотела расспросить этого угрюмого аниматора о Садо, но подняв глаза, обнаружила что стоит совершенно одна.
***
Уже в Москве Оксана, дождавшись, когда все уснут, включила свой компьютер и вставила диск.
На нем был мультик: девушка бежит от какого-то силуэта, который все же настигает ее и хватает за плечо. Она оборачивается и видит саму себя. Затем экран гаснет и из темноты появлялась надпись: «All life – run from yourself!».

В кино часто встречается сюжет о «человеке без прошлого». Герой внезапно оказывается непонятно где - без вещей, спутников и каких бы то ни было воспоминаний о том, что происходило с ним до этого момента. К концу фильма интригу обычно раскрывают, и память возвращается. Такого рода истории - не фантазия сценаристов, а описание реального психиатрического феномена - диссоциативной фуги.

Охота к перемене мест

17 января 1887 года американский священник Ансел Бурн, встав пораньше с утра, отправился в банк. Там он снял все свои сбережения и сел в экипаж, идущий в другой город. Это последнее событие, которое Бурн запомнил. Домой он тем вечером не вернулся и следующим вечером тоже. Его близкие подали в газеты объявление о пропаже. Тем временем, в одном из соседних штатов объявился никому не известный А. Дж. Браун. Мужчина арендовал лавку и начал торговать мелкими товарами.

Но спустя пару месяцев новоиспеченный коммерсант проснулся в испуге и позвал соседей по дому. Он сообщил, что его зовут Ансел Бурн, что он понятия не имеет, где он и как он тут очутился, и что буквально вчера он брал деньги в банке, а потом - провал в памяти. Услышав рассказ о собственной лавке, священник пришел в ужас и признался, что ничего не смыслит в торговле. Более того, несмотря на все рассказы свидетелей, сам он свои приключения так и не вспомнил.

Некоторые люди в диссоциативной фуге не просто забывают старую жизнь, но и создают новую личность - с другим именем, биографией и даже с нетипичными для прежней личности способностями.

Счастливо вернувшемуся домой Бурну обрадовались не только домочадцы. Уильям Джеймс, американский философ и психолог, заинтересовался его историей. Он провел со священником сеанс гипноза, и в трансе личность мифического А. Дж. Брауна появилась вновь. Воображаемый лавочник ничего не знал про Бурна, зато подробно рассказал о своей жизни в те два месяца и торговле, в которой неплохо разбирался. История, услышанная под гипнозом, помогла психологу подробно описать этот клинический случай в своей книге. Именно он позднее и дал этому феномену название «диссоциативная фуга». Диссоциация в психиатрии - состояние, когда пациент чувствует себя кем угодно, только не собой. Он может смотреть на себя со стороны или же просто ощущать себя кем-то другим. А «фуга» в переводе с латинского означает «бегство».

Следствие травмы

Согласно медицинской статистике, диссоциативная фуга встречается у 0,2% населения, то есть примерно у двух человек из 1 000. В современной психиатрии этим термином называют состояние, когда больной внезапно и целеустремленно уезжает или уходит куда-то, начисто забывая, кто он такой. В этом состоянии у человека, как правило, сохраняются базовые знания вроде географии и таблицы умножения, но он полностью забывает события из собственной жизни, свой адрес и даже имя. Поэтому близким бывает непросто найти пропавших пациентов с фугой.

Нечто подобное, например, произошло с Агатой Кристи. В 1926 году, после смерти матери и измены мужа, Кристи ушла из дома. О ее местонахождении ничего не было известно 11 дней. Книги королевы детективов уже стали популярными, так что история вызвала большой ажиотаж. Английская полиция, ведущая поиски, вначале обнаружила брошенный автомобиль, а спустя пару дней - и саму Агату. Та ничего не помнила о произошедшем. Собрав свидетельства очевидцев, следователи узнали, что писательница зарегистрировалась в отеле под именем любовницы мужа, после чего все 11 дней читала книги, проходила оздоравливающие процедуры и играла на фортепиано. Позже британский психолог Эндрю Норман назвал этот случай типичным примером диссоциативной фуги.

Некоторые люди в диссоциативной фуге не просто забывают старую жизнь, но и создают новую личность - с другим именем, биографией и даже с нетипичными для прежней личности способностями. Довольно часто «новые люди» находят себе работу в областях, никак не связанных с их прежней сферой деятельности.

Диссоциативная фуга, как правило, вызвана травмирующим переживанием. Человек не может с ним справиться и пытается буквально убежать от неприятной ситуации и всего, что с ней связано.

Обычно психиатрам удается расспросить переживших эпизод фуги уже постфактум, после возвращения к прежней реальности - ведь новая личность никогда не сможет осознать то, что она новая, пока не вспомнит старую. Переживающие это состояние люди часто способны внятно и с радостью рассказать любому желающему придуманную биографию, легко поддерживают светскую беседу и не имеют внешних признаков психических нарушений. Говорят, пациенты с фугой часто бывают куда общительнее во время приступа, чем в своей жизни до него.

Впрочем, не все истории выглядят так литературно. Некоторые из беглецов просто теряют память, не замещая свою личность новой, или путанно рассказывают выдуманные биографии - так, что любой заметит нестыковки. Обычно фуга длится от пары часов до нескольких месяцев.

В мае 1985 года юная и амбициозная американская журналистка Джоди Робертс ушла из дома и не вернулась. Ее родители вначале решили, что дочь уехала отдохнуть или ведет журналистское расследование. Но прошли месяцы, а девушка все не возвращалась. Полицейское расследование ничего не дало и Джоди объявили мертвой. Но спустя 12 лет ее вдруг обнаружили живущей в штате Аляска. Правда, это была уже не далеко не молодая журналистка: женщина представлялась Джейн Ди, успешно работала веб-дизайнером, жила с мужем и растила четверых детей. И хотя среди репортеров, освещавших эту историю, были и те, кто посчитал Джоди мошенницей, имитирующей амнезию, психиатры в один голос заявили, что у женщины была диссоциативная фуга.

Эти состояние, как правило, вызваны травмирующим переживанием. Человек не может с ним справиться и пытается буквально убежать от неприятной ситуации и всего, что с ней связано. Именно поэтому случаи фуги учащаются в тех местах, где недавно произошел природный катаклизм или финансовый кризис. Считается, что некоторые подростки убегают из дома в состоянии диссоциативной фуги.

Проходит это состояние так же внезапно, как и началось. Слово, собственное имя, знакомое место могут вернуть утраченные воспоминания. В этот момент люди нередко забывают все то, что пережили во время фуги. Помочь им вспомнить прожитые дни и месяцы может психотерапевт, владеющий гипнозом. К сожалению, психологическая помощь пациентам, пережившим расстройство, бывает нужна не только в этом. После продолжительной диссоциативной фуги люди фактически попадают в свое будущее, пропустив значительный кусок жизни близких. А смириться с произошедшими переменами иногда бывает нелегко.

Как правило, диссоциативная фуга случается только раз в жизни. Впрочем, у людей с множественным расстройством личности она может и повторяться. У каждой из альтернативных личностей могут быть свои цели и интересы, и невозможно предсказать, куда они заведут «владельца тела» в будущем.

Диссоциативная фуга в кино

Планета Ка-Пэкс

Первую половину фильма главный герой пытается вылечить поступившего к нему пациента, убежденного в своем инопланетном происхождении, от диссоциативной фуги. А вторую половину - мучается сомнениями, точно ли тот болен или Ка-Пэкс в самом деле его родной дом.

Шоссе в никуда

Саксофониста Фреда заключают в тюрьму по подозрению в убийстве жены, но за решеткой он превращается в другого человека с новой биографией - Пита Дейтона. Пит не помнит, как оказался в тюрьме, но после серии странных приключений и символических событий он снова становится Фредом. В сценарии «Шоссе в никуда» изначально не было намеков на диссоциативную фугу. Говорят, эту идею Линчу подбросили уже на съемочной площадке, и она целиком изменила интерпретацию фильма.

Дом грез

В этом фильме режиссер творчески интерпретирует диссоциативную фугу - и герой, переживая это расстройство, берет себе свою собственную личность - просто из другого периода жизни.

Соединенные штаты Тары

В сериале о разносторонней женщине по имени Тара показывают, как выглядит диссоциативная фуга у людей с множественным расстройством личности: в главной героине «живут» сразу четыре разных человека.

БЕЖАТЬ ОТ <САМОГО> СЕБЯ. Разг. Принимать решение и поступать вопреки своим желаниям, убеждениям, способностям, призванию. Сменив дневную школу на вечернюю, готовилась в строительный институт, но вот уговорили её - «не беги от себя» - поступать в театральный (Т. Александрова. Наталья Гундарева: в гриме и без грима). БЕГСТВО ОТ <САМОГО> СЕБЯ. Природа наградила Гоголя кремневым характером, в его жилах текла кровь соратников Тараса Бульбы. Правда, была минута отчаяния, скорее даже бегство от самого себя: я имею в виду необъяснимую поездку автора сожжённого «Ганца Кюхельгартена» по местам меланхолического своего героя (В. Клименко. Енотовая шуба).

  • - ограничение воли интересами изолированного Я при пренебрежении интересами другого и общими целями; своекорыстие, эгоизм, игнорирующий общее благо...

    Философская энциклопедия

  • - Ср. The proper study of mankind is man. A. Pope. Essay on Man. 2, 1. . Ср. Connais-toi toi-même. Ср. Il connaît l"univers et ne se connaît pas. La Fontaine. Démocrite et les Abdéritains. Ср. Il meurt connu de tous et ne se connaît pas. des Yvetaux . Sonnet. Ср. Qu"un homme est malheureux à l"...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - найти <самого> себя Чаще сов. Определить свои наклонности, свое призвание; наиболее полно раскрыть свои способности, проявить свое дарование. С сущ. со знач. лица: художник, музыкант… нашел себя...

    Учебный фразеологический словарь

  • - С латинского: Nosce te ipsum . Древнегреческий оригинал: Gnothi se auton . Ошибочно приписывается древнегреческому философу Сократу. Надпись на храме Аполлона в Дельфах...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - БЕЖАТЬ ОТ <САМОГО> СЕБЯ. Разг. Принимать решение и поступать вопреки своим желаниям, убеждениям, способностям, призванию...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Правильно определить своё призвание, свои способности, наклонности. - Я братьям написал: двадцать два года, мол, ошибался, теперь я нашёл себя, могу играть...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - от чего. Устар. Прийти в сильное возбуждение, забыться. Похвалы загремели мне отовсюду, и я не вспомнил сам себя от радости. Не вспомнил себя правитель от гнева. Забыл он, что наг и безоружен, и бросился на пастуха...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Экспрес. 1. О ком-либо. Сохранять результаты своей деятельности в памяти потомков, людей. Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт На борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт. 2...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - ПРЕВОСХОДИТЬ <САМОГО> СЕБЯ. ПРЕВЗОЙТИ <САМОГО> СЕБЯ. Экспрес. Делать что-либо значительно лучше, чем делал прежде или чем можно было ожидать...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Сиб. Быть сдержанным, скрытным. ФСС, 59...
  • - Кар. Быть без сознания. СРГК 1, 104...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Разг. Сохранять свое значение после смерти, оставаться в памяти людей. ФСРЯ, 315...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 самовосхваление...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 самоизнурение...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 3 переживший себя сохранивший свое значение после смерти утративший свое значение при жизни...

    Словарь синонимов

"Бегство от самого себя" в книгах

СПАСТИ ОТ САМОГО СЕБЯ

Из книги Рыжий дьявол автора Дёмин Михаил

СПАСТИ ОТ САМОГО СЕБЯ Теперь мне все было, в принципе, ясно. За исключением одной только детали.Откуда, недоумевал я, откуда же взялись его ночные страхи? Весьма предметные страхи - постоянное ожидание мести, боязнь преследования… О какой мести может сейчас идти речь?

Эпиграмма на самого себя

Из книги Сочинения автора Луцкий Семен Абрамович

Эпиграмма на самого себя Не трогайте его. Он занят. Он творит. Он Музе говорит, и Муза отвечает… А он, нахмурившись, затворником сидит И крестословицу внимательно

В поисках самого себя

Из книги Пути, которые мы избираем автора Поповский Александр Данилович

Успех у себя самого

Из книги Моя жизнь в искусстве автора Станиславский Константин Сергеевич

Успех у себя самого «Село Степанчиково»К началу следующего года был снят и отделан для Охотничьего клуба великолепный дом на Воздвиженке, где прежде помещалась московская городская дума. С открытием клуба мы возобновили наши очередные еженедельные спектакли для его

Эго Бегство от себя...

Из книги Диалог с мастером об истине, добре и красоте автора Раджниш Бхагван Шри

Эго Бегство от себя... Вместо того чтобы бежать прочь, бегите внутрь. Приближайтесь к себе, чтобы лучше себя рассмотреть. Никто другой не может увидеть вашей внутренней реальности; только вы можете увидеть это великолепие и это величие. Из-за того что никто другой не может

- Облекайте Моих детей в достойные их призвания ризы - в белые одежды - Человек забыл Бога. Адам в состоянии векового сомнамбу-листического сна - Человек забыл самого себя - Радость - в чем Она? - Назначение человека - облечься в ризы вышеангельские - Человек потерян. Он забыл самого себя. на ближне

Из книги Навстречу Жениху автора Блаженный (Береславский) Иоанн

Облекайте Моих детей в достойные их призвания ризы - в белые одежды - Человек забыл Бога. Адам в состоянии векового сомнамбу-листического сна - Человек забыл самого себя - Радость - в чем Она? - Назначение человека - облечься в ризы вышеангельские - Человек

Глава 12 (60). ОСВОБОДИТЕ СЕБЯ ОТ САМОГО СЕБЯ

Из книги Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга Тайн. Том 4. автора Раджниш Бхагван Шри

Бегство от себя

Из книги Четвертый лист пергамента: Повести. Очерки. Рассказы. Размышления автора Богат Евгений

Бегство от себя Нередко читательские исповеди - это портрет удачи или чаще неудачи, очарования или разочарования, небольшая житейская история, исследование интимного переживания.Самые интересные исповеди - опыты самопознания, испытания себя, собственных сил,

Гнев на самого себя с целью убедить себя, что вы что-то делаете

автора Ридлер Билл

Гнев на самого себя с целью убедить себя, что вы что-то делаете Фред потерял работу пять недель назад. Однажды утром он сказал жене: «Я так зол на себя! Я до сих пор не нашел работу. Что со мной случилось?» Жена решила поддержать его: «Все нормально, милый. Ты ведь пытался».

Гнев на самого себя с целью заставить себя что-то сделать, чтобы улучшить ситуацию

Из книги Общаемся с легкостью [Как находить общий язык с любым человеком] автора Ридлер Билл

Гнев на самого себя с целью заставить себя что-то сделать, чтобы улучшить ситуацию Муж Марджи позвонил с работы и сказал ей, что они с шефом заедут домой пообедать. Она согласилась, хотя ей ужасно не хотелось готовить. Ей пришлось отказаться от своих планов на этот день для

Бегство от себя

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Бегство от себя Часто наблюдаю любопытный парадокс – человек весь в проблемах с головы до ног, постоянно на что-то жалуется, но при этом мысли его заняты разной чепухой.То есть он не только не думает о том, как решить свои проблемы, но он вообще не думает о самом себе. Он

Это нехорошо - зажимать себя и накручивать (плиттис) самого себя, чтобы стать монахом

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Это нехорошо - зажимать себя и накручивать (плиттис) самого себя, чтобы стать монахом Кто хочет преуспеть в монашестве, для того все должно быть открыто - все возможности (и жить в миру и жениться), и он должен принять свободное решение, движимый одной лишь Божественной

11. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо

Ум - это бегство от себя

Из книги Зеркало просветления. Послание играющего Духа автора Раджниш Бхагван Шри

Ум - это бегство от себя Ум всегда в глубоком напряжении, он в постоянной тревоге. Но из-за повседневных беспокойств, трудностей, большинство людей не замечает этой глубинной тревоги. Что же это за тревога? Откуда она? Ум подобен мосту через бездну - он соединяет жизнь и

Эго Бегство от себя…

Из книги Страсть к невозможному. В поисках истины, доброты и красоты автора Раджниш Бхагван Шри

Эго Бегство от себя… Вместо того чтобы бежать прочь, бегите внутрь. Приближайтесь к себе, чтобы лучше себя рассмотреть. Никто другой не может увидеть вашей внутренней реальности; только вы можете увидеть это великолепие и это величие. Из-за того что никто другой не может

Карабущенко Наталья Борисовна 2006

Психология личности

Н. Б. Карабущенко Астраханский государственный университет

«БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ»

КАК «БЕГСТВО ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Когда немецкий психолог Э. Фромм писал свою работу «Бегство от свободы» (1941), то, давая ей такое название, он имел в виду самое массовое явление, которое охватило весь мир в первой половине ХХ в. - в эпоху расцвета индустриализма и тоталитаризма. Он описывал «бегство от свободы» преимущественно как феномен массовой психологии. Но за этим бегством масс стояли вожди, которые и организовывали этот «побег» человека от самого себя. Сам по себе отказ от свободы есть нарушение человеческого естества. В ХХ в. этот процесс приобрел массовый характер. Остались единицы - те, кто не перешел за эту грань, остался свободным, но был вынужден взять на себя груз ответственности за всех остальных. «Бегство от свободы» стало фактически «бегством от ответственности».

В психологии массового человека эпохи развитого индустриализма и господства тоталитарных политических режимов бегство от свободы стало реальным способом сохранить свою жизнь и не стать жертвой репрессивного аппарата. Бегство от свободы делает человека субъектом толпы,

а, как известно, «осЫокга1;о8» («власть толпы») диктует человеку свои условия помимо его воли и желания . Психология масс («¥-осЫо8») и психология элит («¥-еШе») являются двумя разными полюсами в общественной психологии. Без анализа их сущности все наши представления об общественной психологии будут носить весьма приблизительный характер.

Если в психологии элит на первом месте стоят такие ценности, как свобода и ответственность (долг), то в психологии масс мы, напротив, наблюдаем их полное или частичное отсутствие. Чувство долга и чести всегда было достоянием аристократического начала. Оно и порождало приверженность субъекта элиты к ответственному поведению. Массовый же человек (особенно в эпоху так называемого «восстания масс») демонстрирует «чудеса» своего безответственного поведения (Н. А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет). Для демократии такой сценарий развития событий крайне нежелателен, но он вполне устраивает диктаторские политические режимы. Вот почему тоталитарные политические элиты устраивают «бегство» своих масс от свободы. Свобода, как и сама демократия, становится удобной для них фикцией, областью их постоянных политических манипуляций. В связи с этим у многих тоталитарных и авторитарных политиков происходит раздвоение личности на официальную (парадную) и теневую (деструктивную).

Э. Фромм фактически провел водораздел между массовой и элитной психологией по линии разлома дихотомии «свобода - рабство», где «рабство» у него - это «бегство от свободы», а в качестве носителей свободы выступает «элита», т. е. те самые «смельчаки», которые не убоялись свободы, точнее, возникающей за ней ответственности, и приняли «вызов своего времени» как «вызов своей судьбы».

В связи с этим у нас есть все основания утверждать, что в психологии современных элит содержится еще одно фундаментальное «бегство» (как отказ) - это бегство от ответственности. Анализ их духовной сущности (этика, интеллект, мотивы поведения и т. д.) указывают на то, что элиты эпохи развитого индустриального мира (конец ХХ - начало ХХ1 в.) не только не отвечают за вверенное их заботам общество, но отказываются также быть ответственными за свои собственные действия, они отказываются быть ответственными даже сами перед собой. Такое состояние мы могли бы с полным основанием назвать «бегство от ответственности».

Отказывающийся от свободы человек осознанно подавляет в себе некоторое свои свойства, определяющие его как независимую личность. Такие понятия, как честь, долг, принципиальность, личные интересы и т. п., уступают место их имитации. Такой человек ограничивает себя в выборе. Перспективы его жизни сужаются до минимума. Он перестает быть хозяином своего «Я». Массовый человек бежит от свободы, для того чтобы исключить ответственность. Примерно по такому же сценарию начинают действовать и некоторые субъекты элиты, в характеристиках которых мы обнаруживаем присутствие скрытого «массового человека». В эпоху «восстания масс» массовый человек (как особый психологический тип) проник и в саму элиту.

Так куда же «бегут» сами элиты? Политические элиты традиционно «бегут» (стремятся) к власти, экономические - к богатству, культурные -к интеллектуальному обогащению и воплощению своих самых амбициозных планов, но все они так или иначе, но сообща бегут от главного своего преследователя - от ответственности за судьбу всего человечества. В век «восстания масс» (ХХ в.) элиты все как одна сложили с себя полномочия быть ответственными за судьбы человечества. Быть может, сущность «восстания элит» (ХХ1 в.) будет заключаться как раз в том, чтобы вернуться к осознанию этого долга и вновь стать ответственными за всё и всех?

Психологические теории элит ХХ в. концентрировали свое внимание главным образом на проблеме власти политического лидера . Чаще всего они рассматривали его абстрактно и дистанцированно. В настоящее время обстоятельства требуют от психологических теорий элит, чтобы они разработали методики конкретных исследований конкретных обывателей элитных групп и элитного статуса. Самим элитам давно уже необходимо создать «службу психологического сопровождения» (профилактики и коррекции) своей деятельности.

Сам феномен «бегства» не столь однолинейный, как это может показаться на первый взгляд. «Бегство» как минимум бывает двух видов: 1) «бегство» как отказ от чего-либо и 2) «бегство» как стремление к чему-

либо. При этом одно «бегство» вовсе не исключает другого: «плюсы» и «минусы» могут распределяться по обе стороны этого деления, т. е. носить как массовый, так и элитный характер. При этом следует отметить, что понятие «массовое» здесь означает обыденное - то, что обычно встречается в нашей повседневности, в то время как «элитное» указывает на единичные и уникальные случаи. В последнем случае речь, скорее всего, может идти не столько о случайном, сколько об идеальном. В идеале элитность должна быть бегством от лжи, зла и насилия. На практике же элиты (особенно политические) начинают копировать свои массы и отказываются быть ответственными за принятые решения.

Элитность, как главное из базовых свойств «души», возникает тогда, когда субъект совершает свой позитивный выбор (в данном случае из двух вариантов выбирает первый) - между «творчеством» и «рутинностью», между «свободой и ответственностью» и «несвободой и безответственностью», между «качеством» и «количеством», между «личностью» и «видимостью личности» («личины»).

Возникающие в результате отказа от свободы психологические и социальные барьеры углубляют психологическую дистанцию между обыденностью и элитностью, ставят препятствия на пути реализации личностью себя как творческого начала . Возникает явление, которое мы могли бы назвать «психологией несвободы» (по аналогии с «психологией власти»). Если «психология власти» характеризует сущность лидера, то «психология несвободы» раскрывает перед нами духовный мир аутсайдера. Некую аналогию в этом дихотомическом противопоставлении психологии лидера и аутсайдера мы можем усмотреть в моральной дихотомии «благородства» и «низости», описание которой впервые дал еще сам Конфуций: «цзюньцзы» («благородный муж») и «сяо жэнь» («низкий человек»). При этом обращает на себя внимание тот факт, что при описании этой дихотомии философ затрагивает сугубо психологические аспекты, например: «Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных. Благородный муж беспристрастен и не терпит групповщины. Низкий человек любит сталкивать людей и сколачивать клики. Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается... Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других» . При этом следует особо подчеркнуть, что деление на «благородство» и «низость» у Конфуция происходит без какого-либо учета социального статуса индивида. Этой же позиции в дальнейшем будут придерживать все представители антропологического элитизма (Платон, Сенека, Ф. Ницше, Н. А. Бердяев), что указывает на объективность антропологического фактора элитности и субъективность элитности социального типа.

Свобода духа, по мнению Н. А. Бердяева, есть черта аристократической личности. Под «аристократической личностью» он понимал такую регеопа, которая не боится брать на себя ответственность, заключающуюся в том, чтобы быть в ответе за все человечество. «Главным признаками при-

надлежности к массе нужно считать невыраженность личности, отсутствие личной оригинальности, склонность к смешению с количественной силой данного момента, необыкновенную способность к заражению, подражательность, повторяемость. Человек с такими свойствами есть человек массы, к какому бы классу он ни принадлежал» . Поэтому аристократической должна быть личность человека, а не его социальный статус .

В нашем понимании проблема свободы и ответственности не может быть отделена от проблемы творчества и личности. Каждая личность должна непременно обладать такими качествами, как свобода, творчество, ответственность. Те, кто стремится как-то ограничить эти требования в себе или сделать их формальными, применив специальные технологии (например, РЯ-косметику) считаться 100-процентными личностями не могут.

Свобода является неотъемлемой составляющей человеческой личности. Тот, кто отказывается от свободы духа, отказывается и от самой своей личности. Он превращается в «раба». Психология раба есть по сути своей психология ущербной личности. Несвободный человек не способен на искренние и настоящие чувства. Все они у него будут имитацией. И напротив, элитные качества человека могут развиваться исключительно на основе свободы его духа. Причем речь идет именно о подлинных элитных качествах, а не об их имитации. Имитация элитного (РЯ-косметика) приводит к появлению не личности, а «личины» (маски). Поэтому бегство от свободы есть бегство человека от возможности быть личностью.

Сам Э. Фромм в 1959 г. дал следующее определение творчества: «Это способность удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» . Таким образом, он особо выделял значимость именно интеллектуальных и мотивационных качеств личности.

Именно творчество спасает личность от деструктивности. Пребывание в толпе не позволяет человеку в полной мере проявить свои творческие способности. Напротив, как писал в свое время М. В. Бехтерев, толпа всячески подавляет в человеке его творческое начало . Психология толпы есть психология деструктивного начала. В толпе мы можем наблюдать имитацию творчества. Согласно теории подражания (Г. Тард), толпа может лишь создавать видимость, что она является больше того, чем является на самом деле.

Деструктивность (разрушение) и конструктивность (творчество) представляют собой два вида выхода человеческой энергии - агрессии и (или) созидания. При этом элитность может быть как агрессивно разрушающим началом, так и активно созидающим актом творения. Все зависит от соотношения моральных ценностей добра и зла, которые во многом и предопределяют направление развития элитного качества. Отказ от свободы в конечном итоге оборачивается отказом от реализации себя как творческой личности, который в свою очередь становится отказом от элитности духа.

Вне творчества всякая личность так или иначе скатывается на позицию деструктивного. Процесс элитизации личности через реализации ее творческих способностей представляет собой один из самых главных гарантов того, что личность не будет ввергнута в процесс деградации через активизацию в ней деструктивных начал .

Некоторые бегут от свободы от безысходности, но большая часть -от того, что за нее надо нести ответственность. Именно ответственность и является тем самым проклятием, которое заставляет человека отказываться вполне «добровольно» от предоставленной ему самим Провидением свободы. Отказ сей делается легко и осознанно и не несет за собой угрызений совести. Отказываясь от свободы, человек массы стремится получить в качестве ее компенсации долгожданное спокойствие и комфортность своего обыденного бытия. Свобода же подталкивает человека к борьбе за нее. Но тут выясняется, что не всякий способен перейти этот Рубикон, что не всякий способен быть борцом за свою свободу. Неуверенность в своих собственных силах приводит к тому, что человек переоценивает угрозу стоящих перед ним проблем и принимает решение отказаться от того, что, по его мнению, вызывает наибольшую угрозу для его жизни. Тот, кто принимает вызов своей жизни и осознанно начинает бороться за свободу, как правило, имеет более достоверные сведения о своих возможностях и о качестве тех проблем, которые ему приходится решать в ходе отстаивания своего естественного права быть свободным.

С точки зрения элитологии творчества отказ от свободы есть фактически отказ от творчества и склонность человека к деструктивному поведению. Отказ от творчества есть уже отказ индивида от себя как личности, а потеря личности представляет собой окончательную потерю человеком своего человеческого облика и сущности. Отказ от борьбы за свободу своего духа приводит к тому, что человек принимает ценности и истины, которые ему навязывают те, кто этой свободой обладает. Поэтому право на свободу есть право иметь свою истину, иметь свое собственное независимое ни от кого мнение. Бегство от истины есть фактическая ложь. Мы видим, как в этой одной «точке» переплетаются моральные, гносеологические и психологические характеристики человека. При этом все больше проясняется одна простая (банальная) истина: бегство от свободы означает бегство от ответственности быть самодостаточной личностью, а стремление к свободе всегда есть желание и возможность быть ответственной личностью.

Свобода открывает перед человеком гораздо больший выбор стать такой личностью, которая ему больше всего подходит по его типажу. Те, кто становятся лидерами, чаще всего становятся обладателями наибольшей полноты и самой свободы. В этом плане деление людей на такие типы, как лидер, элита и масса, будет означать их подразделение на группы с разными ресурсами свободы. Последнее, без всякого сомнения, будет серьезно отражаться на психологии субъектов этих групп, мотивировать их поведение и определять систему их жизнеутверждающих ценностей.

Свобода проявляется и в самом отказе индивида от свободы. Правда после этого отказа она в нем и завершается. Несвобода означает детерминированность со стороны свободного.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

2. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия: В 2 т. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999.

3. Пряжников Н. С. Психология элитарности. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

4. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

5. Малявин В. Конфуций. - М.: Мол. гвардия, 1992. - С. 174-175.

6. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995. -С. 73.

7. Fromm E. The creative attitude. In H. Anderson (Ed.), Creativity and cultivation. -New York: Harper & Row, 1959.

8. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. - М.: Колос, 1921. - 432 с.

9. Карабущенко Н. Б. Феноменология духа и процесс элитизации творческой личности // Новая феноменология духа. - Т. 1. - М.: Прометей; МГПУ, 2004. -С. 123-134.

Получено 15.05.2006

ESCAPE FROM FREEDOM "AS ESCAPE FROM RESPONSIBILITY”

N. B. Karabushchenko

The article considers problems of psychology of a person in conditions of transformation of industrial society into an informational one. The author analyzes problems of mass and elite psychology, especially their reaction on such fundamental social and cultural principles as the principles of "freedom" and "responsibility".

Одиночество – самая распространенная болезнь человечества, которая выражается в ощущении, будто никому нет до вас дела, будто вы — ничто, пустое место, внутри которого зияет огромная черная дыра. Нет, вы продолжаете существовать, ходить на работу, поглощать пищу, смеяться над глупыми шутками коллег, но при этом внутри сидит чувство нехватки чего-то мучительно важного, что наконец-то бы сделало вашу жизнь более полной, яркой и осмысленной.

Ощущение этой внутренней неполноценности приводит к тому, что вы начинаете оглядываться по сторонам в поисках родственной души, человека, который бы смог дополнить вас, сделав более целостным, а значит, счастливым. Вы думаете, будто пустота внутри – это ненормально, и нужно любым способом ее побороть. И начинаете заполнять «черную дыру» искусственными заменителями, выбирая бегство от самого себя и собственных внутренних конфликтов. В итоге проблема откладывается, усугубляется, но не решается. Вы попадаете в ловушку!

4 ловушки одиночества как способ убежать от себя

1. Поиск сопричастности к группе

Желание вступить в религиозную секту, пополнить ряды политических партий, бандитских группировок, любых других групп с четко установленной системой правил и законов выдает в человеке глубокое чувство недовольства собой и страх остаться одиноким. Присоединяясь к группе, можно обмануть себя, получая иллюзорных друзей, их поддержку, а также ощущение единства и братства. Но платой за это отождествление с «мы», плацебо «все хорошо, теперь я не один» станет утрата собственной уникальности, вы будете вынуждены отказаться от самого себя в угоду установленным правилам.

2. Поиск партнера для жизни

Классический способ избавиться от мучительного одиночества – стремительный поиск партнера и поспешная женитьба. Одинокий мужчина начинает мечтать о прекрасной музе, которая заполнит его дом ароматами домашней пищи, согрет теплом своего тела в постели. Соответственно, женщина думает, будто, создав семью и родив ребенка, станет полноценной и счастливой. Но в семье их обоих постигает разочарование! Розовая пелена конфетно-букетного периода спадает, и оба вдруг замечают, что их желания, цели, характеры и мечты расходятся, а дети уже рождены, квартира взята в кредит. Итак, они остаются по-прежнему одинокими, только вдвоем.

3. Погоня за удовольствиями

Что происходит, когда внутри поселяется пустота? Хочется ее заполнить, заесть. И человек начинает поглощать тонны пищи, только бы не слышать это ноющее чувство неудовлетворенности. Кстати, необязательно зависимость упирается в еду, можно превратиться в шопоголика, например, скупая новые и новые вещи, или сексоголика, ища утешения в объятьях сексуальных партнеров, только бы минутное чувство удовлетворения заглушило собой «черную дыру». Разумеется, ничего не получается, а дыра увеличивается в диаметре, требуя новых удовольствий.

4. Общение и отношения в сети

Еще один способ быстро обзавестись новыми знакомствами, имитировать насыщенную личную жизнь – начать пропадать в соцсетях. Отношения через интернет часто завязываются очень легко, ведь их поддержание не требует особенных усилий – отправляй сообщения, ставь милые рожицы, делись треками. Если что-то пойдет не так, просто удали человека из списка, смени почтовый ящик или заблокируй доступ. В реальной жизни, конечно же, все далеко не так просто, а отношения требуют вложений – труда, эмоций, финансов. Страх жить реальной жизнью, убегание от самого себя и своих «тараканов» в виртуальные знакомства на время заполнят внутреннюю пустоту, однако проблема останется и рано или поздно ударит в самый неподходящий момент.

Как же избавиться от одиночества?

Как бы это ни казалось парадоксально, лучший способ решить проблему – прекратить от нее убегать, столкнуться с противником лицом к лицу. Хватит искать людей, вещи или события, которые бы заполнили собой внутреннюю неполноту, пора использовать это состояние для скачка вверх. Не нужно считать себя каким-то не таким, вы полноценны! Просто ваша душа (подсознание) сигнализирует вам, что пора прислушаться к себе повнимательнее, пора, наконец, уделить себе время!

Пришло время заняться самим собой и своими желаниями. О чем вы давно мечтали, но так и не решились воплотить? Лепка, написание стихов, уроки вождения, собственный зимний сад, бои с мечами, а может, составление древа рода? Есть ли у вас мечта, на которую за повседневными заботами все не хватало времени? Вот и займитесь ею, займитесь тем, что принесет вам ощущение счастья и полноты жизни. Не нужно идти на курсы, только чтобы с кем-нибудь познакомиться, это ловушка! Вы не должны искать того, кто развеет ваше одиночество, сначала нужно найти себя самого. Себя настоящего.

Только обретя в себе самом друга, вы станете по-настоящему счастливым и свободным, обретете то, чего так не хватало все это время! Вы найдете новый смысл жизни, в ваш мир придут новые люди, быть может, нагрянет любовь. Только сначала полюбите себя, подружитесь с тишиной внутри, сделайте одиночество своим союзником. Мы в вас верим!


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении